Тема «Эмоции в рекламе»
2. Способы рационального убеждения в рекламе.
3. 5 причин
роста значения эмоций в рекламе
4. Виды эмоций, используемые в рекламе
5. Аффективные стратегии в рекламе
6. Общие рекомендации по
использованию эмоций в рекламе
Эмоции
– субъективная форма выражения потребностей.
Это
внутренний регулятор поведения человека, связанный с физиологией (процессы
дыхания, пищеварения, функционирование сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции).
Эмоции
выражают наше оценочное отношение
к
событиям, которые способствуют или препятствуют той или иной деятельности..
Важны
социализирующая и мотивирующая роли эмоций.
Эмоциональный
интеллект
Качественные
характеристики эмоций:
*
это знак (+ или -),
*
модальность:
удивление,
радость, отвращение, негодование, тревога, печаль..), длительность,
интенсивность, их внешнее выражение (экспрессивность).
Эмоциональный
интеллект характеризует тонкость эмоциональный сферы человека, способность к
различению оттенков эмоций.
2.
Способы рационального убеждения в рекламе.
•
Убеждение
бывает рациональным и эмоциональным
На рациональное убеждение работают аргументы и факты:
•
Указание
длительности существования марки и фирмы на рынке
•
Указание на
соблюдение стандартов (ГОСТ, ISO-2000 и др)
•
Рекомендации
экспертов и известных персон
•
Указание на
специализацию в данной области
•
Известное имя
бренда (на воспринимаемое качество)
•
Численные
показания, технические характеристики
•
СРАВНЕНИЯ
•
Указание цены!
•
Реальная
уникальность как научно доказуемый факт.
На
эмоциональное убеждение – эстетические
компоненты - стиль сообщения, творческая идея, используемые образы, метафоры и
другие тропы.
3. 5 причин роста значения эмоций в рекламе
Почему эмоции работают в бизнесе и рекламе и их значение растет:
1. Так уж
устроен человек
«Правила дорожного движения, которые эволюция
приберегла для нашего мозга, предельно просты: эмоциям дан зеленый свет. Логика
должна ждать. (Бизнес в стиле фанк).
«Исследования в области неврологии показывают, что лимбическая
система мозга, которая ответственная за наши чувства,
гораздо сильнее, чем неокортекс, контролирующий наш интеллект».
Пример: попробуйте донести мысль без искажений до
человека, которого вы раздражаете.
2. Мотивирующая роль эмоций
«Идея овладевает массами, если она переведена на язык
эмоций». Густав ле Бон
И в своем потребительском поведении
«люди выбирают исходя из эмоций, душевного
расположения, доверия.
Архетипы и эмоции становятся важнее рациональных
доводов».
3.
Усиление и уплотнение информационного потока –
срабатывает механизм психической защиты – повышается
барьер восприятия.
Поэтому все
труднее привлечь внимание, выделиться.
•
Позитивный
эмоциональный фон снижает «барьер» восприятия.
4. Сенсорный голод.
а)
Обыденность притупляет чувства.
б)
«Технократическая цивилизация преуспела в преумножении развлечений, но у нее
огромные проблемы в преумножении радости» (папа Пий 3).
Материальные блага сыпятся как из рога изобилия, а
внутренние эмоциональные струны не задеты.
В) «Технократическая цивилизация лишила нас ощущений».
Сенсорный брендинг - направление в брендинге,
связанно с созданием сенсорных магнитов
(аромомаркетинг).
5. Лояльность и приверженность тм невозможна
без эмоций.
Томас Гед: «Бренды создают отношения с людьми и
между людьми. А людям всегда нужны друзья и чувства».
ВЫВОД:
1. «Способ избежать ловушек рынка – обращаться к
эмоциональному человеческому существу, а не к рациональному».
2. «Настоящая конкуренция должна быть построена … на
эмоциях и воображении».
3. УТП должно быть закреплено на эмоциональном
носителе (ЭТП).
4.Сильный бренд должен поддерживать эмоциональный
контакт с потребителем.
4. Виды
эмоций, используемые в рекламе
Сила-агрессия, секс, юмор, умиление – эмоциональные волны,
работающие в рекламе.
Секс, юмор, умиление – создающие позитивные
чувства.
Сила- агрессия – двойственные возможности.
Страх – негативный.
Д. Аакер и Д. Брюзон установили, что в раздражающих
(непривлекательных) сообщениях представлены:
•
неправдоподобные
ситуации
•
неприятный
персонаж
•
неприличная сцена
•
плохо подобраны
актеры (фальшь).
•
рекламируется
деликатный товар/услуга, на котором фиксируется до неприличия пристальное
внимание (он Клиник)
5. Аффективные стратегии в рекламе
•
«Аффективная»
стратегия
В данной рекламе используются юмор, неожиданные
повороты сюжета, игры на многозначности слов и изображений,
которые вызывают эмоциональную причастность потребителя.
Такая реклама развлекает потребителя и вместе с тем переносит позитивное эмоциональное переживание, связанное с
рекламой, на товар.
К «аффективной» стратегии можно отнести большинство
примеров эпатажной рекламы, но с одной оговоркой - чувства, возбуждаемые этой
рекламой, как правило, сильно выраженные (на то и эпатаж) могут быть как
позитивными, так и негативными.
•
«Аффективная»
стратегия
Реклама становится практически бесполезной, если
побуждает автономные чувства, не вязанные с маркой (вспомните эпатажную рекламу, образ-вампир).
Задача рекламиста – связать эмоции, вызываемые рекламой с конкретной
торговой маркой, сформировать позитивное отношение к ней
«Рекламу помню, марку нет» – осведомленности не
сформировано.
6. Общие рекомендации по использованию эмоций в
рекламе
•
Когда можно обойтись без эмоции или минимальными
эмоциями
1.
«Если товар имеет
реальную уникальность - осязаемую, измеряемую (сильное конкурентное
преимущество) –
нет смысла ( необязательно)
побуждать рекламным объявлением положительные эмоции» (Батра, Майерс и Аакер).
Пример из Форбса –
изображение великолепных швейцарских часов говорит само за себя
(эстетический аргумент –
красная группа – убеждает стиль).
2. Если товар информационный (решает проблему) – то тоже ни
к чему тратить усилия на то, чтобы «заставить потребителя полюбить товар» -
типовое решение – утрировать проблему (негативные эмоции) и предложить выход.
!! Низкововлеченная информационная реклама не должна
нравиться.
•
Но: тут есть одна
тонкость: при этом можно слишком грубо
задеть негативные стереотипы (страхи, опасения, комплексы).
•
В нашей рекламе
часто встречается запугивание потребителя, аппеляция к страхам. Это –
подход вчерашнего дня.
•
Когда
рекомендуется акцент
на эмоции в рекламе
3. Если товар трансформационный - нужна привлекательная реклама, она
должна вызывать позитивные эмоции.
Для товаров красной группы – где работает
self-image
реклама не просто должна
нравиться, но и создавать чувство: «товар – продолжение и выражение моего я».
4. Вспомним третье
измерение бренда по Т. Гэду.
•
Когда
рекомендуется акцент
на эмоции в рекламе
4. Если для рекламируемой
марке важно психологическое измерение (удовольствие, радость, чувство достижений и победы),
вам не обойтись без эмоций.
•
Рекомендации:
необходимо
Учитывать товарную
категорию.
Репьев: «Эффективная реклама промышленного оборудования и военной техники будет состоять из
рациональных продающих моментов, а эффективная реклама духов – из эмоциональных ПМ.
Хотя – на насыщенном рынке
могут быть и исключения. Чем выше конкуренция – тем более вероятны
нестандартные решения.
•
Лучшее решение
по Р. Ривзу
2. «…Но чаще всего, чтобы
эффективно продавать, реклама должна включать и рациональные, и эмоциональные
продающие моменты».
•
Россер Ривз: лучшее
решение в рекламе - «окружить рациональные аргументы эмоциям».
•
Но наша задача
определить
точное индивидуальное в
каждой ситуации соотношение компонентов!
Каждый раз вам придется
«изобретать свой велосипед»!