Тема “Семиотика в рекламе»
1.
Что такое
семиотика. Предмет. Возникновение и
развитие.
Семиотика (семиология) - научная дисциплина, изучающая природу, виды и
функции знаков, знаковые системы и знаковую деятельность человека,
знаковую сущность естественных и искусственных языков с целью
построения общей теории знаков. Семиотика изучает явления человеческого разума (когнитивные структуры).
Элементарная единица семиотики – знак.
«Задача семиотики состоит в
изучении всего многообразия знаковых систем (важнейшей из которых является
вербальный язык) и всевозможных коммуникативных процессов, порождаемых
этими системами».
Знаковые системы задают
определенные модели мира, которые
позволяют человеку, владеющими ими, осуществлять более эффективное поведение,
чем если бы он обходился без них. Знаковые системы упорядочивают мир вокруг
нас и делают его более предсказуемым.
Возникновение и развитие
семиотики
Знак– отметка, изображение с определенным смыслом. Весь мир говорит на языке знаков и символов – позы, жесты, слова, буквы, цифры…
из объекта, знака и интрпретанты.
Знак в узком смысле называется у Пирса «репрезентамен»,
Вместо вещи будем говорить «объект», к которому отсылает знак,
Эти три коррелята связываются в значении знака.
Итак, отправитель с помощью системы знаков передает определенное содержание. Получатель принимает эти знаки и извлекает из них содержание. Будет ли полученное тем же самым содержанием,
которое передавалось?Это зависит от кода, которым пользуется
получатель.
Коммуникативная цепочка
по Х. Кафтанджиеву
1. Адресант 2. Канал 3. Знаковые системы 4. Коды сообщения 5. Коммуникативный контекст 6. Шум в цепочке 7. Адресат 8. Обратная связь
Сообщение доносится от
адресанта к адресату через каналы коммуникации, посредством канала и знаковых систем, в определенном коммуникативном контексте.
«Знак задает один из возможных альтернативных
вариантов соответствия формы и содержания, отсюда его принципиальная не биологичность, а социальность».Г. Почепцов.
«Когда мы выпишем в один ряд
все формы, а в другой — все содержания, то соответствия между ними называются кодом». Г. Почепцов
Пример У. Эко - состояния лампочки – это уже некий код
•При этом
точное выполнение кода практически незаметно для его носителей и лишь его
нарушение может остановить их внимание. Характерный пример: когда человек ест
ножом и вилкой, никто на это не обратит внимания, но если он начнет есть
руками, это привлечет внимание всехВ другой
культуре все может быть как раз наоборот.
4.
Классификация знаков по Пирсу.
Ч. С. Пирс предложил следующую классификацию знаков.
1. Иконический знак - Для иконических знаков
характерно определенное подобие
изображения объекту.
2. Знак-индекс - Знаки-индексы характеризуются смежностью знака и объекта.Между ними есть определенная
причинно-следственная связь, которая проявляется в виде общей характеристики с объектом.(дыра от
пули как знак выстрела,)
3. Символ - не имеет видимой связи между знаком и объектом. Simbolon (греч) –
совпадение, слияние, соединение, встреча двух начал .
Символ - это знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания.
Определение
символа
(общее)
1. Знаковость – символ несет в себе значение, смысл.
3. Образность,
4. Спрессованность информации ( Лосев: «является
обобщением» – смысл знака и образа «свернут» в лаконичное пространство символа.
7. Особенности символизации в рекламе.
Выделим особенности рекламного символизма
1.
Рекламный продукт служит маркетинговым целям, соответственно требуется некое упрощение знака, он должен
быть понятен для ц.а. Примером крайне упрощенного стандартизированного,
2. У символизации в рекламе – прикладное значение,
3. Символ апеллирует к подсознанию и обходит барьер
критики.
4. «Он как бы льстит потребителю, сумевшему его
разгадать»
Рекламный символ многолик
1.
Он заложен уже
в товарном знаке
2.
В звучном и символичном имени
3.
В легендарном
мифе бренда,
4.
В его слогане
8. Классификация визуальных символов по В. Ученовой.
1.
Вербальный
Три группы визуальных символов
3.
Рекламные - плоды рекламного
творчества (торговые знаки, образы и сюжеты для рекламы)
Р. Барт, статья «Общество, воображение, реклама»
1.
буквальное (денотативное): это картинка или фраза в своем исходном, непрозрачном виде,
2.
является ассоциативным (или если угодно коннотативным),
оно состоит из всех вторичных, порой
очень далеких смыслов, которые я ассоциирую с первым сообщением. Элементы
ассоциативного сообщения не копируют то, что требуется обозначить, а лишь намекают, наводят мысль на него, …
Центральная точка рекламного языка расположена в ассоциативном сообщении. (Мощность = тигр)